В июле 2012 года ТКС банк (Тинькофф Кредитные Системы) провел интересное исследование. Исследование показывает нам, почему крупные банки России предпочитают разные по срочности вклады. Действующие лица:
- крупные государственные банки России: Сбербанк, ВТБ24 и Россельхозбанк
Согласно исследованию по рынку частных вкладов за первое полугодие 2012 года в депозитных портфелях Сбербанка, ВТБ 24 и Россельхозбанка превалируют вклады разной срочности. Так, по данным на 1 июля, у Сбербанка наибольший объем вкладов приходится на срок от года до трех лет — 64,9% (3,23 трлн руб.). У ВТБ 24 более половины срочных вкладов — 50,64% (392 млрд руб.) приходится на депозиты на три года и более. РСХБ предпочитает вклады до года — на них приходится 88,9% портфеля (122 млрд руб.). Данные приведены без учета средств физических лиц на счетах, вклады до востребования выделены в отдельную категорию, их доля у всех трех госбанков невелика: у Сбербанка — 0,8%, у ВТБ 24—0,53%, у РСХБ — 2,75%.
Причины столь разного подхода к срокам привлечения депозитов физических лиц кроются в различном положении крупных банков России и значении для них вкладов граждан как источника фондирования. Для Россельхозбанка, который фактически является институтом развития и регулярно получает длинные госсредства, вклады населения дают возможность закрыть какие-то краткосрочные разрывы ликвидности. Поэтому данный крупный банк России не ориентирован на привлечение средств на долгий срок. Так, на 1 июля доля средств населения в пассивах Россельхозбанка составляла всего 4,9% (157,2 млрд руб.). К тому же Россельхозбанк — один их крупнейших банков России на рынках капитала, 10% пассивов банка составляют долговые ценные бумаги. У ВТБ24 и Сбербанка на долговые ценные бумаги приходится около 2% и 1,5% соответственно.
ВТБ 24 является розничным банком, и для него средства населения являются наиболее важным источником фондирования, поэтому он ориентируется на длинные сроки привлечения. Доля средств населения в пассивах у ВТБ24 значительно выше, чем у других госбанков, и составляет, по данным на 1 июля 41,4%. ВТБ 24 всегда был заинтересован в привлечении денег на срок от трех до пяти лет. ВТБ24 кредитует население на длинные сроки, в том числе предоставляет ипотеку. Привлекать средства на долгий срок ВТБ 24 позволяет и его целевая аудитория — обеспеченные граждане, которые готовы размещать средства на такие сроки. У Сбербанка и Россельхозбанка несколько другая целевая аудитория, предпочитающая менее долгосрочные инвестиции.
У Сбербанка доля средств населения в пассивах в несколько раз выше, чем у Россельхозбанка, но вдвое ниже, чем у ВТБ 24 и составляет 20,7%. То, что Сбербанк предпочитает привлекать депозиты граждан на средние сроки, объясняется наличием альтернативных источников более длинных и более коротких средств. Исторически Сбербанк имеет большой объем длинных средств населения за счет того, что большинство граждан получают пенсии на счета в Сбербанке. Значительный объем этих средств не изымается, то есть является долгосрочным бесплатным ресурсом для банка, поэтому ему нет необходимости переплачивать за длинные вклады. С другой стороны, имея диверсифицированную структуру бизнеса, Сбербанк в отличие от ВТБ 24 привлекает короткие средства корпоративных клиентов, которые также дешевле розничных депозитов. Сбербанк, привлекая средства населения, ориентируется на разные факторы, такие как ситуация с ликвидностью и потребность в деньгах определенной срочности.
Ксения Дементьева, Ольга Шестопал
Источник: Коммерсант